МОСКВА, 27 июн - РИА Новости. Архиерейский собор Русской православной церкви лишил сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида, а также запретил служение представителям духовенства Чукотской епархии, подписывавшим письма с резкой критикой священноначалия и призывами к расколу.
Три священнослужителя запрещены в служении до покаяния и один лишен сана, говорится в постановлении Архиерейского собора.
До этого Архиерейский собор лишил сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида за раскольническую деятельность и неподчинение священноначалию.
"Решительно осудить деятельность епископа Диомида, нарушающую 34-е апостольское правило, шестое правило второго Вселенского собора, 13-е, 14-е 15-е правила Двукратного собора, девятое правило Антиохийского собора", - говорится в постановлении Архиерейского собора.
"За совершенные канонические преступления, выразившиеся в клевете и хуле на Церковь и священноначальников, извергнуть епископа Диомида из сана", - говорится в документе.
Собор также призвал Диомида к покаянию и постановил, что в случае этого раскаяния решение об извержении из сана не вступит в силу, а дальнейшая судьба Диомида будет решена Священным Синодом.
"Мы терпели долго все обвинения и нападки. Его высказывания соблазняли людей", - сказал патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
При этом он отметил, что Диомид "не самостоятелен в своих суждениях и выводах и действует с чужих слов".
"Есть люди, которым нужно породить раскол", - сказал патриарх.
Диомид возглавлял Чукотскую епархию с 2000 года, со времени ее создания.
В письмах, изложение которых публиковали "Новые известия", Диомид заявлял, что постоянно набирает силу экуменизм, который он называет "еретическим учением". Епископ критиковал "развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской". По мнению Диомида, руководство РПЦ заняло позицию "молчаливого согласия вместо обличения антинародной политики существующей власти". Ошибкой епископ считает и одобрение демократии.
Епископ выступил также против "попрания принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачей важнейших его функций собору архиерейскому".
В письме, опубликованном в Интернете под заглавием "Пора пресечь беззаконие", епископ Диомид утверждал, что в Русской Православной Церкви Московской Патриархии "существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения".
Также в нем говорится, что проведение межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам "большой восьмерки" "является признанием их власти". "Большая восьмерка" является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, то есть антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно", - пишет Диомид. Он не считает, что у православных один "Всевышний" с иудеями, мусульманами, и прочими религиями и учениями.
В посланиях Диомида содержатся также призывы к ликвидации Отдела внешних церковных связей, отказу от общения с верующими других религий, от ИНН, паспортов современного образца, мобильных телефонов, а также критика священноначалия.
Рабочая группа Архиерейского собора Русской православной церкви рекомендовала лишить сана этого епископа.
Синодальная Богословская комиссия пришла к выводу о "совершенной богословской несостоятельности содержащихся в них обвинений в адрес Священноначалия".
В заключении говорится, в частности, что по Уставу РПЦ, "епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии". Право же обращаться ко всей полноте Церкви принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду.
Поэтому действия епископа Диомида нарушают "34-е правило Святых Апостолов, 9-е правило Антиохийского Собора, 20-е правило Трулльского Собора".
В "Обращении" епископа Диомида от 6/19 ноября 2007 года, согласно заключению комиссии, "содержится призыв к разрыву молитвенного общения с епископами, законно занимающими свои кафедры".
"Подобные действия влекут извержение виновного из священного сана", - подчеркивается в заключении богословской комиссии.
В том же обращении епископ Диомид публично обвиняет патриарха в отступлении от церковных канонов и сравнивает его с апостолом, предавшим Христа, за что, как отмечает богословская комиссия, "подлежит ответственности на основании шестого правила Второго Вселенского Собора". Согласно этому правилу, тот, кто клеветнически обвиняет епископа, подлежит наказанию, соответствующему тяжести преступления, в котором обвиняет.
В аналитическом документе богословской комиссии говорится также, что "вопросы, поднятые в "Обращениях" епископа Диомида, уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих документах высшей церковной власти".
Так, позиция РПЦ по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе "Основы социальной концепции Русской православной церкви". Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе "Принципы отношения Русской православной церкви к инославию". Оба документа были одобрены Архиерейским собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид.
Как отмечает комиссия, касаясь темы отношения Церкви к форме государственного правления, епископ Диомид требует осудить демократическую форму государственного правления, считая, что "единственная богоустановленная форма правления - монархия", или "самодержавная власть Помазанника Божия".
Это утверждение не соответствует позиции РПЦ, ясно выраженной в III главе "Основ социальной концепции", где, в частности, говорится, что "форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества" и, "зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему". А Архиерейский Собор 1994 года подчеркнул правильность позиции о "непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин".
"Неверным является и утверждение епископа Диомида, что признание демократической формы правления есть нарушение "соборных клятв 1613 года" на верность династии Романовых. Эти клятвы не имеют церковно-канонического значения, поскольку были произнесены не на церковном, а на земском соборе. Они не входили в "Свод законов Российской Империи", а тем более не имеют силы после отречения Императора Николая II и последовавшего затем изменения государственного строя. Наша Церковь прославила последнего Русского Царя как святого страстотерпца, однако эта канонизация не связана ни с призывом к восстановлению династии Романовых на престоле, ни с призывом к восстановлению монархии", - сказано в заключении комиссии.
Епископ Диомид обвиняет священноначалие в "молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящем к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям". По данным комиссии, "эти утверждения не имеют никакого отношения к действительности".
"Во-первых, нет оснований рассматривать как антинародную власть, которую поддерживает подавляющее большинство народа. Во-вторых, Священноначалие РПЦ в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, Преосвященных Архиереев постоянно высказывает озабоченность в связи с такими негативными явлениями в общественной жизни, как резкое социальное расслоение, демографические проблемы, публичная пропаганда различных пороков, призывает к усилению нравственного воспитания и возврату к христианским ценностям", - поясняет документ.
Вновь поднимая этот вопрос о персональной идентификации граждан, епископ Диомид, по мнению комиссии, откровенно отвергает позицию РПЦ, ясно выраженную в заявление Священного Синода РПЦ от 7 марта 2000 года под названием "Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие" и в итоговом документе расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии (19-20 февраля 2001 года), утвержденный Синодом.
"Епископ Диомид считает ошибочным содержащееся в заявлении Священного Синода от 7 марта 2000 года утверждение, что "никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья, если он не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры", - констатировала богословская комиссия.
Комментируя заявления Чукотского епископа по поводу глобализации, комиссия отметила, что "в настоящее время, в соответствии с решением Священного Синода, идет работа по подготовке отдельного документа, выражающего церковное отношение к глобализации".
В разделе документа комиссии о призывах епископа Диомида к отказу от межхристианских и межрелигиозных отношений говорится, что "стремление к религиозному изоляционизму является в данном случае проявлением раскольнического и сектантского сознания, ибо собеседования православных христиан с инославными христианами и с иноверцами были свойственны Церкви во все времена".
Ратуя за религиозную изоляцию РПЦ, епископ Диомид дезинформирует тех, к кому обращается, призывая последовать примеру Иерусалимской, Сербской и Грузинской православной церквей, как "вышедших из экуменического движения". "В действительности Иерусалимская и Сербская церкви являются активными участниками межхристианских контактов, включая Всемирный совет церквей (ВСЦ), а Грузинская церковь принимает участие в православно-католическом богословском диалоге", - напоминает комиссия.
"Посещение православными католических или протестантских храмов, присутствие при инославном богослужении без явной или сокровенной молитвы, православная молитва перед общехристианскими святынями вполне допустимы, тогда как публичные или частные молитвы с инославными для православных недопустимы", - отмечено в заключении.
Согласно документу, епископ Диомид также "превратно истолковал" посещение Алексием II Собора Парижской Богоматери в октябре 2007 года. "В ходе своего пребывания в Париже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился великой святыне христианского мира - Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в Соборе Парижской Богоматери. Перед этим состоялся краткий православный молебен, а не совместное православно-католическое богослужение", - подчеркивается в заключении.
Епископ Диомид обвиняет священноначалие в "попрании принципа соборности", которое выражается в отказе от созыва Поместного Собора с участием клириков и мирян. "Однако согласно древней церковной традиции, церковный собор в собственном и строгом смысле - это собор епископов. Другими словами, исключительным правом голоса при принятии соборных решений обладают епископы", - напоминает богословская комиссия.
Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (в миру Дзюбан Сергей Иванович) родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка Луганской области Украины в семье рабочего.
В 1978-1983 годах учился в Харьковском институте радиоэлектроники, после окончания которого работал инженером-конструктором в ХКТБ ДОСААФ.
В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. 3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Белевский), а 18 июля рукоположен во иеродиакона митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, патриаршим экзархом всея Белоруссии.
В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году. В 1991 году в Донском монастыре рукоположен патриархом Московским и всея Руси Алексием II во иеромонаха.
С 1991 года находился в командировке в Камчатской и Магаданской епархии. В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки. С 1992 года настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии Свято-Троицкого храма в города Елизово Камчатской области.
В 1993 году возведен в сан игумена, в 2000 году - в сан архимандрита.
10 августа 2000 года в соборе Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего московского монастыря рукоположен во епископа Анадырского и Чукотского.